Adobe Photoshop Lightroom для начинающих

Продолжаю серию статей для раздела «Фотография для чайников». В данной статье мы поговорим об обработке фотографий, потому что без постобработки кадров не обойтись в 95% случаев. Почему?

Во-первых, потому что динамический диапазон камеры отличается от динамического диапазона человеческого глаза. Во-вторых, потому что камера не всегда точно передает баланс белого цвета. В-третьих, камера может неточно выставить экспозицию (соотношение светочувствительности ISO, диафрагмы и выдержки). В-четвертых, фотография может нуждаться в кадрировании (вырезании определенной части кадра). В-пятых, может потребоваться изменить яркость, контрастность и другие настройки для достижения определенного результата. Поэтому свои фотографии нужно уметь обрабатывать.

Одним из лучших инструментов для обработки фотографий является Adobe Photoshop Lightroom. Эта программа позволяет в удобной форме работать с вашим фотоальбомом, она предоставляет очень мощные возможности обработки как отдельных кадров, так и набора изображений, она также может публиковать отредактированные изображения в соцсетях и так далее и тому подобное. Одно из самых интересных и даже в чем-то уникальных свойств этой программы — она целиком и полностью сохраняет оригинал изображения, потому что все стадии редактирования хранит в собственной базе. (Например, в редакторе ACDSee редактирование производится на самом изображении и программа сохраняет оригинал в специальной подпапке, что не слишком удобно.)

Несмотря на то что Adobe Photoshop Lightroom — программа очень мощная и ее используют профессиональные фотографы, начинающим фотографам-любителям потребуется совсем немного времени, чтобы научиться использовать эту программу для обработки своих фотографий. Там просто нужно усвоить несколько базовых понятий и изучить, как работают основные функции обработки, — и в этом, надеюсь, поможет данная статья.

1. Добавление папки с фотографиями в базу Lightroom

Чтобы начать работать с изображениями, их нужно добавить в базу Lightroom. Делается это очень просто: File — Import Photos and video (или просто нажать Ctrl+Shift+I) и в левой колонке выбрать нужную папку.

По умолчанию все фотографии помечаются для импорта, так что вам остается только нажать кнопку Import в правом нижнем углу.

2. Просмотр изображений в Library

После импорта вы попадаете в режим просмотра изображений Library.

По умолчанию выставляется сортировка Added Order (в порядке добавления), но я рекомендую там выбирать Capture Time (по времени съемки) — так удобнее.

В правой колонке можно раскрыть закладку Metadata — там будет выводиться полезная информация о фотографии из EXIF.

Выбираем фотографию, которую нам нужно обработать, и переходим в пункт Develop (обработка).

3. Первичное редактирование фотографии

Рассмотрим различные стандартные задачи обработки фотографий.

Кадрирование

Режим кадрирования — значок слева сверху на панели инструментов. Фото при этом снабжается сеткой по золотому сечению, которая помогает корректировать композицию. Ползунок Angle — поворот изображения. Иногда помогает нажать там Auto — в достаточно простых случаях (заваливание горизонта или здания) вполне корректно выравнивает кадр.

Баланс белого

В сложных условиях освещения баланс белого необходимо корректировать. Для этого есть соответствующая секция панели инструментов, и там есть выпадающее меню, где можно выбрать соответствующие условия съемки (это для RAW, для JPG только «как есть» и «авто»).

Ну и также при необходимости баланс можно регулировать вручную с помощью ползунков.

Регулировка тона

Это чаще всего бывает задействовано: экспозиция, контраст, тени и прочее.

Можно сначала нажать на Auto, посмотреть на результат и затем подкорректировать его под свой вкус. Смотрите, что с этой фотографией делает Auto — она так выглядит значительно лучше, не так ли?

Кстати, вывести в различных видах фото до обработки и после — пиктограммы снизу слева: они переключают варианты сравнения кадров.

Следующая секция Presense — там все три параметра довольно важны.

Clarity увеличивает четкость выделения контуров. Вот, например, Clarity на максимуме — интересный эффект получается, не так ли? Злоупотреблять этим, конечно, не следует (как и всем остальным), но для многих сюжетов Clarity приподнять на 20-30 пунктов бывает полезно.

Vibrance — насыщенность приглушенных тонов. Вот этот параметр приподнят на 40 единиц.

Saturation — насыщенность всех цветов. Я ее крайне редко приподнимаю, скорее наоборот — бывают случаи, когда насыщенность приходится уводить в минус на 10-20 единиц, чтобы кадр выглядел менее открыточно. Вот Saturation на полную — вырви глаз, что называется.

Улучшение фотографии

В разделе Detail секция Sharpening позволяет поколдовать с резкостью, для чего там в окошке можно вывести какую-нибудь наиболее характерную часть кадра. Но я резкость правлю крайне редко.

А вот следующая секция Noise Reduction (подавление шума) может быть довольно полезной в случае редактирования ночных кадров, где на высоких ISO может появляться сильный цифровой «шум» (особенно часто это проявляется при съемке на фотокамеры с небольшим размером матриц).

Вот, например, кроп ночного кадра, снятого на смартфон очень среднего качества. Видите, какой «шумный» снимок?

Если на этом кадре начать прибавлять Luminance в секции Noise Reduction, тогда «шум» постепенно начнет уходить, но картинка начнет «замыливаться», то есть размазываться. Ну и здесь нужно подобрать разумный компромисс между «шумом» и «замыливанием».

В разделе Lens Corrections очень желательно включить опцию Enable Profile Corrections: в этом случае программа на основании информации об объективе из EXIF подберет его профиль и применит к снимку — в результате будут исправлены хроматические аберрации, геометрические искажения и виньетирование. Это всегда имеет смысл делать.

Секция Transform обычно применяется в случаях, когда нужно откорректировать геометрические искажения — такое нередко случается, когда здания фотографируются с нижней точки. Вот, например, фотография с явным искажением.

Идем в раздел Transform и просто нажимаем кнопку Auto — во многих случаях она помогает. Вот результат ее работы.

Если Auto сработала неправильно, то геометрию можно править вручную ползунками.

В разделе Effects самый нижний ползунок — Dehaze. Эта функция очень полезна для удаления тумана и дымки, но она также позволяет легко и быстро подконтрастить облачка.

Вот, например, результат ее работы — Dehaze увеличено до +45.

Еще один способ подконтрастить облака и небо — прямоугольный прозрачный градиентный фильтр. Инструмент вызывается справа сверху. Фильтр мышкой накладывается на область неба.

Далее играетесь с различными параметрами фильтра — экспозиция, контраст, четкость, — и можно добиться интересных эффектов. Ну и после того, как вы выйдете из режима работы градиентного фильтра, можно слегка подкорректировать общую цветовую насыщенность и прочие параметры, если это потребуется.

Кстати, с прозрачными градиентными фильтрами (тут есть еще круглый) можно делать очень интересные вещи, но это уже выходит за рамки данной статьи.

Замечу, что с помощью обработки можно вытаскивать даже практически запоротые кадры. Вот, например, явный брак — свет очень контрастный, деталей в тенях практически нет.

Буквально пара минут — убрали дымку, поигрались настройками — уже совершенно другой вид.

Пресеты

В Lightroom также есть очень удобная вещь, которая называется «Пресеты» (Presets). Это набор предустановленных настроек. У каждого фотографа есть какой-то свой базовый набор предустановок для тех или иных сюжетов, также пресеты очень удобно использовать для пакетной обработки группы файлов.

В режиме Develop группа пресетов располагается в блоке слева.

Чтобы добавить новый пресет, нужно просто нажать на плюсик, расположенный в блоке справа сверху, и дальше отметить, какие именно параметры сделанных настроек требуется включить в данный пресет.

Ну и замечу, что пресеты также можно использовать и при импортировании фотографий, и при экспортировании.

История

История всех ваших операций ведется в разделе History, и там можно откатываться на любую позицию. Также есть общая кнопка Reset, которая возвращает фотографию к оригинальному виду.

Экспорт

После того как фотография отредактирована, вам ее нужно будет сохранить в готовом виде. Для этого существует команда Export (Ctrl+Shift+E). Вы выбираете, в какую папку делать экспорт, как переименовывать файл, в каком качестве его сохранять, делать ли уменьшение кадра, какие данные EXIF там сохранять. Для публикации в Интернете я обычно уменьшаю кадр до 2560 пикселей по ширине.

Если вы хотите при экспорте поставить на изображение свой логотип, для этого здесь существует Watermark Editor (Edit — Edit Watermark). Свой логотип лучше всего сделать в виде картинки соответствующего размера на прозрачной подложке, у меня этот логотип белого цвета с небольшой черной тенью — вот он.

При экспортировании указано использовать данный логотип и помещать его в правый нижний угол — в результате получается как-то так (это стопроцентный кроп).

Если же смотреть на фотографию полностью — логотип маленький и восприятию не мешает, а то у некоторых блогеров этот логотип занимает чуть ли не четверть изображения.

Замечу, что, хотя я в примере рассматривал файлы в формате RAW, для JPEG в принципе все будет очень похоже.

Ну вот, пожалуй, и все для самого стартового курса. Как видите, в Lightroom нет ничего сильно сложного и базовые возможности редактирования вы можете освоить буквально за пару-тройку часов. Другое дело, что Lightroom — инструмент очень мощный и с его помощью с изображениями можно делать всякие интереснейшие вещи, но тут главное — начать, а потом уже будете изучать Lightroom во всех подробностях (если оно вам вообще понадобится).

Также, начиная работать с этой программой, следует помнить, что любая обработка должна быть в меру и что не надо крутить ползунки туда-сюда, если вы не понимаете, что они вообще делают. Стандартная ошибка почти всех начинающих — перешарп, перегруз цветов по насыщенности и кислотности, задирание теней и так далее, от чего фотография не улучшается, а, наоборот, выглядит очень неестественно. Все должно быть в меру. Но это приходит с определенным опытом.

P. S. Кстати, большинство из вышеописанных возможностей доступны и в мобильной версии Adobe Photoshop Lightroom.

Добавить комментарий